Эффективное использование электронных образовательных ресурсов в школе
Электронные образовательные ресурсы - это любые учебные материалы, для воспроизведения которых требуются электронные устройства. Сюда можно включить как разнообразные медиафайлы, так и информационно-справочные сайты, например, Википедию.
Современное образование требует к себе нового отношения всех, кто включён в образовательный процесс: педагоги, учащиеся, родители. Каждые два года мировой информационно-знаниевый объём увеличивается более чем в два раза. Выучить и знать все достижения мирового человечества нереально. На помощь человечеству пришло их же изобретение – компьютер и обучающие возможности интернет пространства.
Возможности электронных образовательных ресурсов (ЭОР)
С каждым годом всё больше учебных заведений Украины внедряют в свою повседневную деятельность разнообразные онлайн-уроки, интерактивные задания. Набирают популярность образовательные интернет-платформы.
ЭОР дают широкие возможности всем участникам образовательного процесса:
- Педагоги повышают свою квалификацию (онлайн курсы), делятся наработками с коллегами (создание предметных групп, интернет площадок и т.п.), имеют возможность дополнительной работы с учащимися (ребёнок болеет или требуются дополнительные занятия) через работу на образовательных платформах.
- Обучающиеся имеют возможность дополнительно заниматься по интересующему их предмету в удобное время (актуально при нагрузке детей в учреждениях дополнительного образования).
- Родители имеют возможность контролировать процесс, успехи и время работы с заданием у детей.
Казалось бы, от использования ЭОР все получают только плюсы. Однако на практике получается так далеко не всегда.
Проблемы использования ЭОР
Одна из важнейших проблем – это неготовность педагогов работать, тесно внедряя в работу возможности интернета. Более привычно и спокойно учить детей по старинке, изредка демонстрируя простые презентации и видеофильмы. Использование ЭОР чаще всего заключается в заданиях на дом по типу "найти текстовую информацию в интернете". По факту, мы получаем: в лучшем случае - переписывание со страниц первого попавшегося сайта, в худшем - распечатка найденного текста. Дети не учатся ни подбору информации по теме, ни структурированию найденного материала, выделению важного и нужного. Попросту, распечатываются талмуды, которые даже никто не читает.
Государство также пока не может определиться, как платить учителю, который находится дома и индивидуально занимается с детьми через образовательную платформу.
Оснащение школ компьютерами с подключением интернета является немаловажной проблемой современных школ Украины, Беларуси и многих других государств. Особенно нехватка компьютеров и компьютерных классов чувствуется в небольших сельских школах.
Проблему здоровьесбережения и соблюдения санитарных норм при работе с девайсами также необходимо решать.
Пути решения проблем использования ЭОР в школах
Прежде чем перейти к обучению, активно используя ЭОР, педагогу самому необходимо изучить возможности интерактивного обучения. Более эффективным является прохождение соответствующих курсов, как в традиционной, так и онлайн форме.
Если школа имеет необходимое оснащение и доступ в интернет, целесообразно всё образовательное учреждение подключить к единой образовательной сети. Это станет основой работы по внедрению ЭОР в обучение. При включении школы в единое образовательное пространство легче будет осваивать ресурс, так как появится много единомышленников, единые требования к урокам.
В зависимости от задач, которые ставит учитель, можно подобрать образовательную платформу ту, которая подходит именно Вам.
Этапы внедрения ЭОР
Для того чтобы заинтересовать детей и отвлечь от ненужных игр на мобильных устройствах, необходимо показать пользу мобильного при получении знаний.
Одним из видов работы могут стать QR коды. При помощи закодированной информации QR кодами, можно создать на уроке любой закодированный маршрут и представить для работы любое упражнение. Обычно на таких уроках не бывает равнодушных детей.
Далее можно зарегистрировать учащихся на платформах, где уже есть готовые задания по предмету.
Ученик во время работы на уроке (индивидуальные или групповые задания онлайн) может выполнять упражнения разного уровня сложности. В свободное время также возможна самостоятельная дополнительная работа.
Роль учителя подбирать задания, контролировать правильность выполнения работы (есть, ресурсы, которые отмечают задания с ошибками) и стимулировать учащихся к учёбе (отметка, грамота, благодарность и т.п.).
Следующий этап в освоении ЭОР может стать интернет ресурс, где педагог сам составляет нужные варианты заданий, может настроить автоматическую проверку с выставлением отметки.
Обучающиеся любого возраста всегда живо откликаются на интерактивные задания. Ребята разного склада ума и характера могут показать свои знания, если работают в оптимальном для себя режиме.
Еще один замечательный пример использования ЭОР подал одесский учитель физики Виктор Павел Андреевич. Преподаватель записывает на видео свои уроки и выкладывает на youtube. Использование такого способа обучения позволяет детям, пропустившим занятие, получить нужный объем знаний. Уроки построены в научно-публицистической манере, начинаются с интересного эксперимента, а после рассказывается причина происходящего и подаются нужные схемы и формулы. Особенность видеоуроков Павла Андреевича - активное участие детей в образовательном процессе: ученики слушают, комментируют увиденное, спрашивают во время урока. Их вопросы помогают удаленным учащимся лучше разобраться в материале. Формат видеозаписи позволяет прослушать информацию несколько раз в том случае, если ребенок не разобрался сразу. Видеоканал стал очень популярен не только в Украине, но и далеко за ее пределами. На территории Украины это единственный в стране сборник школьных уроков физики в видеоформате. (Канал учителя https://www.youtube.com/channel/UCWfhBu4fAt126ZbxREz3IBw)
Используя возможности интернет технологий, образование каждого станет более интересным, насыщенным, индивидуальным!
Плезные сайты (бесплатные), относящиеся к образовательным ресурсам:
Примечание: большинство сайтов - англоязычные, поэтому используйте браузер с автоматическим переводом (Google Chrome или Yandex brouser), если вы не сильны в английском.
MangaHigh: MangaHigh имеет много игр по математике и программированию.
FunBrain: FunBrain обучающие игры на разную тематику, чтение на английском с картинками.
Википедия: Википедия бесплатная энциклопедия, можно выбрать версию на любом удобном языке. Имейте ввиду, для разных языков информация может отличаться.
Duolingo: Duolingo бесплатное обучение английскому, немецкому, французскому, испанскому в игровой форме. Программа работает на ПК и на смартфонах, но в данный момент версия для ПК ограничена. Программа подходит как для нулевого уровня, так и для тех, кто более уверен в своих знаниях, но хотел бы "подтянуть" грамматику, произношение. Даже те дети, которые совершенно не хотят заниматься изучением английского, с удовольствием играют в эту игру.
Список пополняется и проверяется на актуальность.