Методические рекомендации по оформлению кабинета биологии
Для кабинета биологии, как и для других учебных кабинетов в школе, Министерство образования и науки Украины установил перечень требований, что приведены в Приказе от 29.04.2020 № 574 "Об утверждении Типового Перечня средств обучения и оборудования для учебных кабинетов и STEM-лабораторий". Приведенная статья поможет разобраться в этом подробнее.
Оформление кабинета биологии следует начать с учетом правил безопасности при выполнении лабораторных и практических работ по предмету. Удовлетворяет ли кабинет все правила? Трудно ли его оформить так, чтобы все было правильно и безопасно для преподавателей и учеников?
Стенды в кабинет биологии купить
Во-первых, все оборудование для обучения должно храниться в специально отведенном месте, куда могут заходить только учитель и лаборант. Поэтому такое место следует предусмотреть заранее. Если нет спроектированной еще на этапе строительства лаборантской, ее потребуется отделить от помещения кабинета стеной. В лаборантской также сохраняются все реактивы.
Следующим этапом идет подготовка необходимой документации: это паспорт кабинета, перспективный план развития кабинета, инструкции по технике безопасности. Согласно приказу МОН,
Пакет кабинетной документации для кабинета биологии включает:
- положение об учебном кабинете;
- инструкция по охране труда;
- инструкция по противопожарной безопасности;
- правила работы в кабинете;
- инвентарная книга;
- годовой план работы кабинета;
- перспективный план развития кабинета;
- паспорт кабинета биологии.
Поскольку вся система образования в Украине сейчас ориентируется на повышение заинтересованности учащихся в получении знаний, следующим пунктом является эстетическое оформление кабинета биологии, поскольку именно внешняя привлекательность формирует первое впечатление о предмете.
Оформление кабинета биологии
На входной двери кабинета должна быть табличка с названием кабинета: «Кабинет биологии».
В кабинете биологии, кроме оборудования и демонстрационных материалов, должны находиться:
- государственная символика;
- инструкция по безопасности труда и пожарной безопасности, правила работы в кабинете;
- портреты выдающихся ученых-биологов;
- эволюция органического мира и их классификация;
Также должны быть сменные материалы, находящиеся в кабинете в течение недели, месяца или изучения конкретной темы:
- выставка лучших работ учащихся;
- материалы по теме следующих уроков, ориентировочные задачи тематического оценивания, государственной аттестации;
- дополнительная информация в соответствии с учебной программой, в частности, о жизненном и творческом пути ученых, освещение текущих событий в нашей стране и за ее пределами;
- материалы краеведческого характера;
- результаты экспериментальной и исследовательской работы учащихся;
- результаты олимпиад, конкурсов, турниров и тому подобное.
Для размещения этих материалов наилучшим образом подойдут пластиковые стенды с соответствующим оформлением.
Размещение на стенах плакатов по биологии, таких, как "Строение клетки", "Систематика растений", "Систематика животных" и др. кроме эстетической пользы имеет еще и практическую: важная информация запомнится учениками быстрее и легче.
В коридорах и рекреациях, примыкающих к кабинету биологии, рекомендуется размещать стенды, ориентированные на заинтересовывание предметом, фотомонтажи, стенгазеты биологических кружков и прочее.
Комплект учебного оборудования, технических средств обучения и устройства для их использования для кабинета биологии
- Цифровой измерительный компьютерный комплекс для кабинета биологии.
Цифровой измерительный компьютерный комплекс должен иметь возможность беспроводной и / или проводной передачи данных (в том числе USB) к ПК и / или облачному сервису, иметь возможность вывода данных на экран устройства и / или на экран ПК. Должен включать набор проводов в количестве, достаточном для подключения датчиков (по необходимости). Также должен содержать методический материал по проведению экспериментов и учебных работ. Цифровой измерительный компьютер должен соответствовать характеристикам и иметь интерфейс на украинском языке. Должен включать: датчик рН, датчик освещенности, датчик давления, датчик углекислого газа, датчик влажности, датчик дыхания, датчик ЭКГ, датчик ультрафиолетового излучения, датчик температуры окружающей среды, датчик частоты сердечных сокращений, датчик артериального давления, датчик поверхностной температуры.
- Демонстрационное оборудование для изучения темы: «Ботаника. Растения».
К демонстрационного оборудования для изучения курса биологии «Ботаника. Растения» относятся:
- Коллекции - натуральный материал, который должен быть хорошо отпрепарирован, не иметь повреждений. Сопровождаться информацией о родовой и видовой принадлежности каждого образца. Также можно добавить фото, для лучшего понимания. Содержит натуральные образцы побегов, листьев, цветков и корней наиболее распространенных видов растений.
- Гербарии - гербарные образцы высушенные, прикрепленные к гербарным листам и помещены в коробки. Каждый гербарный лист сопровождается информацией о семейном и видовом названии. Натуральный материал должен быть хорошо отпрепарирован, не иметь повреждений, остатков субстрата, для лучшей идентификации возможно сопровождение образца фотоизображением.
- Модели демонстрируют внешнее и внутреннее строения объектов. Разноцветные, окрашенные в природные цвета, установленные на подставку.
Модели-аппликации должны быть оснащены креплениями, позволяющими демонстрировать их на аудиторной доске. - Приборы: прибор для демонстрации всасывания воды корнем, прибор для демонстрации водных свойств почвы, прибор для обнаружения дыхательного газообмена у растений.
Каждое оборудование должно сопровождаться методическими материалами для использования в образовательном процессе. Оборудование для лабораторных работ должно включать в себя коллекции и микропрепараты. Микропрепараты должны быть с этикеткой, на которой указываются название препарата на украинском и латинском языках и его номер по перечню. Срезы максимально тонкие, в один слой клеток, и имеют все таксономические признаки. Окрашенные красителями, которые не нарушают структуру объекта.
3. Демонстрационное оборудование для изучения темы: «Ботаника. Грибы»:
- Коллекции: коллекция фотоизображений, каждый лист сопровождается информацией о семейном и видовом названии, описание вида и распространения.
- Гербарии: образцы высушенные, прикрепленные к гербарным листам и помещены в коробки. Каждый гербарный лист сопровождается информацией о семейном и видовом названии. Содержит натуральные образцы.
- Модели должны быть в натуральную величину, окрашенные в естественные цвета.
Оборудование для лабораторных работ включает в себя только микропрепараты. Они монтируются на предметных стеклах, с этикеткой, на которой указывается название препарата на украинском языке и его номер по перечню. Срезы максимально тонкие, в один слой клеток, и имеют все таксономические признаки. Окрашенные красителями, которые не нарушают структуру объекта.
- Демонстрационное оборудование для изучения темы: «Животные»
- Коллекции: натуральный материал должен быть хорошо отпрепарированн, не иметь повреждений, остатков субстрата, сопровождаться информацией о родовой и видовой принадлежности образцов, для лучшей идентификации возможно сопровождение фотоизображением.
- Препараты в прозрачных емкостях демонстрирующие внешнее и / или внутреннее строение различных животных.
- Объемные модели, демонстрирующие внешнее и внутреннее строение объектов. Разноцветные, окрашенные в природные цвета и установленные на подставки. Размеры моделей должны позволять различать их элементы с расстояния не менее 5 м.
Барельефные модели с глубиной рельефа от 0,1 до 3 см. Демонстрируют внутреннее и / или внешнее строение животных. Изображения окрашенные в естественные цвета. Размеры моделей должны позволять различать их элементы с расстояния не менее 5 м.
Для лабораторных работ потребуются лишь микропрепараты, приспособленные для зоологии.
- Демонстрационное оборудование для изучения темы: «Человек».
- Модели
- Барельефные модели
- Приборы: метроном, камертон, сантиметр, ростомер, весы электронные, тонометр, фонендоскоп, часы песочные, прибор для сравнения содержания СО2 в воздухе, вдыхаемый и выдыхаемый воздух.
- Микропрепараты для изучения анатомии.
- Демонстрационное оборудование для изучения темы: «Молекулярный, клеточный, организмний и надорганизмний уровни организации жизни»:
- Коллекции
- Модели
- Барельефные модели
- Модели-аппликации
Для лабораторных работ требуется:
- Микропрепараты
- Приборы: банка для культивирования насекомых, стерилизатор паровой (автоклав) термостат лабораторный / инкубатор, стационарный / лабораторный рН-метр, плитка электрическая, центрифуга лабораторная (по необходимости), дистиллятор (по необходимости), холодильник бытовой (по необходимости), термометр водный.
- Общее оборудование для практических работ:
- Приборы: микроскоп биологический, микроскоп школьный, увеличительное стекло на штативе, увеличительное стекло школьное,
- Наборы и принадлежности:
Набор лабораторный для кабинета биологии. Комплект необходимой лабораторной посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Ориентировочный состав: чашки Петри, пробки резиновые, пипетки-дозаторы разных объемов, держатель и штатив (с тяжелой основой или такой, что предотвращает опрокидывание) для пробирок, зажимы, воронки, пробирки, стеклянные палочки, колбочки, линейки и тому подобное. Коробка для хранения набора. - Цилиндры измерительные с носиком
- Стаканы химические (набор). Имеют мерную шкалу разного объема
- Горшки для выращивания растений различной вместимости
- Рулетка, длиной не менее 2 м, цена деления - 1 мм
- Ступки фарфоровые с пестиками для измельчения веществ
- Респиратор из многослойной марли
- Лоток для раздаточного материала, изготовлен из химически стойкого нехрупкого материала
- Подставка-тренога
- Штатив лабораторный биологический, изготовленный из прочных, износостойких материалов, имеющих антикоррозионное покрытие или устойчивое к внешним воздействиям. Имеет тяжелую основу или такую, что предотвращает опрокидывание
- Груша из эластичного материала
- Индикаторная бумага используется для измерения Ph
- Фильтрационная бумага, применяется для фильтрования жидкостей
- Петля нихромовая с петлетриемником
- Сетка латунная распылительная
- Щипцы тигельные
- Сухое топливо
- Очки защитные. Прозрачная линза очков изготовлена из ударопрочного материала с оптической прозрачностью 1-го класса.
- Ершики для мытья посуды
- Посуда лабораторная. Стекла предметные прямоугольной формы
- Пробирки химические
- Конические колбы
- Кружка фарфоровая с носиком
- Спиртовка
В качестве дополнительного оборудования рекомендуется использовать:
- Цифровое оборудование: цифровой микроскоп, магнитный мешатель с подогревом, тренажер сердечно-легочной реанимации
- Реактивы: пероксид водорода, крахмал, раствор йода медицинский, натрия хлорид, моющие средства, удобрения для комнатных растений и тому подобное.
Основную часть материалов эпизодического использования размещают вне офиса, где ученики могут ознакомиться с ними на переменах.
Уголок живой природы
Также хорошо иметь уголок живой природы. Для него в помещении выделяется отдельная зона и дополнительное место для содержания корма, удобрения и очищающих средств для клеток и уголка в целом. Запрещается держать в уголке ядовитые растения или животных, а также ничего, что может вызвать аллергическую реакцию. Площадь уголка живой природы, место расположения, количественный и видовой состав растений и животных определяются в соответствии с количеством воспитанников в учебном заведении и с учетом местных условий.
В уголке живой природы содержатся наиболее характерные представители растительного мира (водоросли, высшие растения) и животного мира (рыбы, земноводные, плауны, млекопитающие). Для содержания растений может создаваться теплица, парничок, флорариум (влажный, сухой), для животных - террариум, акватеррариум, аквариум. Уголок живой природы обеспечивается необходимым оборудованием и инвентарем.
Уголок живой природы может иметь:
- экспозиционную часть (участки);
- учебно-исследовательскую часть (участки);
- участок лабораторно-селекционной работы;
- подсобные помещения.
Также есть список растений и животных, рекомендованных к содержанию в уголке. Он достаточно большой, и не обязательно иметь все, что есть в списке. Что касается материально-технического обеспечения уголка, необходимо иметь:
- Флорариумы;
- Террариумы: для пресмыкающихся и земноводных
- Аквариумы:
- декоративный (100 - 200 л);
- видовой (цихлиды, сомы, живородящие 100 - 200 л);
- для размножения (15 - 30 л);
- для подрастания молодежи (15 - 100 л).
- Виварии:
- клетки для содержания млекопитающих;
- клетки для содержания птиц.
- Оборудование:
- микрокомпрессоры;
- фильтровальные устройства;
- терморегуляторы;
- термокабель для подогрева террариумов;
- рефлекторы для дневного подогрева террариумов;
- оборудование для ухода за аквариумом и террариумами;
- осветительные приборы.
Количество материалов варьируется в зависимости от того, где находится уголок в начальной или старшей школе.
При подборе растений в кабинет биологии в первую очередь ориентируются на то, насколько они могут быть использованы на уроках и во внеклассной работе, их неприхотливость к условиям содержания. Кроме того, необходимо учитывать роль растений в оформлении интерьера: для их размещения целесообразно использовать стойки и подставки. Все растения обозначают этикетками, где пишут видовое название, семейство, происхождение растения. Этикетки крепят к цветочным вазонам.
Техника безопасности в кабинете биологии 
Поскольку кабинет биологии имеет специализированное оборудование для проведения опытов и лабораторных работ, при которых существует повышенный риск травматизации учеников или причинение иного вреда их здоровью, охране труда уделяется особое внимание. Кроме инстуркций по технике безопасности при проведении опытов, экспериментов и др. работ, которые должны быть в распечатанном виде у учителя, есть требования к хранению оборудования. Стаканы для хранения реактивов должны иметь этикетки с четкими и яркими надписями их названий. Все шкафы для хранения химических реактивов должны замыкаться, ключи от них хранятся у учителя. На посуде с ядовитыми, огне- и взрывоопасными веществами должны быть этикетки с надписями разного цвета:
- «Огнеопасно» - красного;
- «Яд!» - желтого;
- «Беречь от воды» - зеленого.
Рекомендуется размещать специализированные стенды или плакаты по технике безопасности на уроках биологии, которые наглядно демонстрируют требования инструкций.
Аптечка
Аптечка также является обязательным атрибутом классной комнаты естественно-математических дисциплин. Она должна состоять из:
- Раствор аммиака 10% 40 мл - 1 фл.
- Бинт марлевый медицинский нестерильный 10 м х 5 см - 2 уп.
- Бинт марлевый медицинский стерильный 10 м х 5 см - 2 уп.
- Болеутоляющие средства (анальгин, цитрамон и т.п.) - 1 уп.
- Борной кислоты раствор спиртовой 2% (3%) 10 (20) мл - 1 фл.
- Бриллиантового зеленого раствор спиртовой 1% 15 (20) мл - 1 фл.
- Вазелин мазь 20 (25) г - 1 уп.
- Валидол 0,06 N 10, таблетки - 1 уп.
- Вата медицинская гигроскопическая стерильная 100 г - 1 уп.
- Жгут кровоостанавливающий резиновый - 1 шт.
- Йода раствор спиртовой 5% 20 мл - 1 фл.
- Лейкопластырь 0,05 х 5 м - 1 шт.
- Ножницы медицинские - 1 шт.
- Перекиси водорода раствор 3% 25 (40) мл - 1 фл.
- Пинцет - 1 шт.
- Пластырь бактерицидный 2,3 х 7,2 см - 5 шт.
- Салфетки марлевые медицинские стерильные - 2 уп.
Противопожарный инвентарь.
Когда все необходимые материалы уже есть, самое время научить учащихся пользоваться ими правильно и безопасно. Для этого учителя должны постоянно проводить инструктажи по безопасности жизнедеятельности. В этом хорошо помогут стенды, плакаты и тому подобное. Они должны находиться в кабинете всегда, потому что безопасность превыше всего. Огнетушитель также обязательно должен находиться в кабинете, каждый ученик должен знать, как правильно его использовать.